Эксперты по экологии Федерации торговых ассоциаций (Federation of Environmental Trade Associations, FETA) опубликовали официальное предупреждение, призванное уменьшить число критических ситуаций, вызванных неверным применением хладагента R32 в климатических системах.
Речь, прежде всего, идет о «перезаливке» фреона R32, вместо хладагента R410А в оборудовании, изначально спроектированном под работу с последним. В тексте публикации говорится, что простая замена R410A на R32 — недопустима.
Поводом для появления предупреждения стало изучение целого ряда случаев, когда сотрудники сервисных или ремонтных организаций производили подобную замену в системах кондиционирования, рассчитанных на работу с R410A. Аргументом при принятии подобного решения стало стремление максимально сократить использование фреонов с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП, GWP) и перейти к использованию их безопасных для окружающей среды аналогов.
Подобная самодеятельность сопряжена с взрастающей вероятностью преждевременного выхода из строя оборудования и несет потенциальную опасность для имущества частных лиц и организаций, а также жизни и здоровья людей, которые эксплуатируют оборудование.
В публикации содержится подробное разъяснение того, что некоторая схожесть эксплуатационных характеристик хладагентов не должна вводить в заблуждение специалистов.
Прежде всего, препятствием для прямой замены R410A на R32 являются различные требования к конструкциям систем кондиционирования. Различия, по данным производителей хладагентов и климатического оборудования, определяются, в первую очередь, рабочим давлением в системах. Также требуются для обеспечения эксплуатационных показателей компрессоры, инверторы и теплообменники разных конструкций. Более высокая температура R32 на выходе компрессора приводит при «перезаливке» к ускорению износа практически всех элементов системы.
Кроме того, если R410A относится к классу A1- , невоспламеняющиеся вещества, то R32 является представителем класса A2L- веществ с низкой воспламеняемостью. Соответственно, в случае утечки, R32 существует ненулевая вероятность воспламенения хладагента.
Все это вынуждает FETA довести до сведения всех представителей рынка официальное предупреждение. Оно гласит, что ответственность при возникновении любого рода проблем, вызванных заменой в оборудовании, разработанном для хладагента R410A на R32 (или его аналгии), возлагается на организации, которые поводили работы по такой замене.