При изготовлении различных конструкций с тонколистовой обшивкой широкое распространение получает сварка электрозаклепками с применением различных способов защиты дуги: под флюсом, в среде углекислого газа и порошковой проволокой. Для осуществления такого способа сварки предложены различные конструкции электрозаклепоч-ников, построенные на базе серийных полуавтоматов А-547 и А-537 и отличающиеся только конструкцией держателей и электрической схемой; при этом в электрическую схему обязательно вводится электронное реле времени для периодического разрыва дуги и дозировки расплавленной электродной проволоки. Внедрение сварки электродной проволокой с помощью электрозаклепочников часто позволяет решить вопрос жизнеспособности конструкции вообще, так как сварка прерывистым швом сводит к минимуму деформации свариваемого металла; кроме того, сварка электрозаклепками приводит к экономии материалов, повышению производительности труда и улучшает вид изделий.
Офланцовка прямоугольных воздуховодов различного сечения в заводских условиях является одной из трудоемких операций. До настоящего времени на заводе монтажных за-готозок треста Сантехмонтаж-1 (г. Киев) для офланцовки воздуховодов прямоугольного сечения из горячекатаного листового проката применялась ручная дуговая сварка, а из оцинкованного листа — фланцы с воздуховодами соединялись в основном на заклепках.
Соединение на заклепках вызывает повышенный шум в цехе и дополнительные затраты, которые складываются из стоимости заклепок, расходов на сверление или пробивку отверстий в листах и клепку. Внедрение для этой цели подвесных сварочных машин МТПП-75 позволило только отчасти облегчить труд слесаря-жестянщика, так как воздуховоды большого сечения имеют большой вес и подтаскивать их к подвесной машине трудно, даже при наличии кран-балки. Исходя из этого, а также из-за недостаточного количества подвесных машин МТПП-75, решено было применить сварку электрозаклепками плавящимся электродом в защитной среде углекислого газа с проплавлением листа.
Опыты показали, что этот способ обеспечивает высокую производительность и хороший товарный вид изделия. Была разработана конструкция электрозаклепочника на базе серийного полуавтомата А-537, предназначенного для сварки в среде углекислого газа проволокой диаметром 1,6—2,0 мм. Так как в практике треста воздуховоды прямоугольного сечения изготовляются из металла толщиной до 2 мм, был переделан подающий механизм полуавтомата под проволоку диаметром 1,0—1,2 мм. При выборе полуавтомата под электрозаклепочник исходили из следующего: полуавтомат с механизмом подачи электродной проволоки, работающий от двигателя постоянного тока, не обеспечивал стабильность режима сварки, так как изменял число оборотов в зависимости от колебания нагрузки и был чувствителен к изменению напряжения в сети.
Полуавтомат А-537 имеет двигатель подачи проволоки, работающий на переменном токе, и лишен этих недостатков.
Установка состоит из аппаратного ящика, механизма подачи с шланговым держателем, источника питания и баллона с углекислотой. На рис. 1 показана электрическая схема электрозаклепочника, особенность которого состоит в том, что электрический ток подается к электроду непосредственно от сварочного преобразователя ПСГ-500 через реле времени, минуя аппаратный ящик. Эта схема обеспечивает подачу электродной проволоки в зону сварки двигателем ДПП в течение заданного времени, и дуга горит до естественного обрыва, при этом происходит формирование заклепочной головки.
Схема работает в такой последовательности: переменный ток напряжением 36 в поступает на двухполупериодный выпрямитель, собранный из диодов Д7Ж. Далее ток через нормально закрытые контакты кнопки К\ заряжает электролитические конденсаторы С| и С2. Если нажать на кнопку К\, то разомкнутся ее нормально закрытые и замкнутся нормально открытые контакты, в результате чего электролитические конденсаторы С\ и С2 некоторое время (время регулируется переменным сопротивлением R\) будут питать обмотку реле РКС-3 (сопротивление обмотки 3500 ом). При срабатывании реле РКС-3 замкнется его нормально открытый контакт, вследствие чего поступит питание на обмотку промежуточного реле РП, которое, в свою очередь, замкнет свои нормально открытые контакты РП и, следовательно, цепь питания двигателя подачи электродной проволоки. Электродная проволока будет подаваться до тех пор, пока не разрядятся конденсаторы С, и С2. По окончании сварки кнопка К\ возвращается в исходное положение, и схема опять готова к работе. Для непрерывной подачи электродной проволоки служит двойная кнопка Кг (на механизме подачи). Реверсирование двигателя подачи осуществляется обыкновенным переключателем, на схеме не показанным.
Для подачи электродной проволоки в зону сварки использован стандартный шланговый держатель (рис. 2), в который внесены следующие изменения. Так как сопло в данном случае, кроме направления подачи углекислого газа, должно служить и опорной насадкой, оно имеет форму колокола для свободного формирования заклепочной головки; в колоколе просверлены отверстия для выхода газов. В процессе работы сопло-насадка разогревается, поэтому для предохранения