В последние годы добыча железной руды в Криворожском бассейне увеличивается за счет открытого способа разработки. Проектная глубина современных карьеров достигает 250—300 м. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы их искусственной вентиляции, для разрешения которых необходимо знать закономерности аэродинамики естественных потоков карьеров.
Движения воздушных потоков исследовали в пределах карьерного пространства и прилегающих зонах на различных высотах от подошвы карьера — с помощью шаропилотных съемок и дымоспусков, а на высоте 2 м от поверхности уступов карьеров — с помощью анемометрических съемок.
Исследование аэродинамики потоков с помощью шаров-пилотов проводили в карьере «Северный» рудника им. Ильича. На карьере применялось следующее основное оборудование: станки ударно-канатного бурения, экскаваторы СЭ-3, автосамосвалы КрАЗ-222. Карьер является труднопроветриваемым, так как у него относительно большая глубина: отношение размеров карьера в плане к глубине составляет 3,3—6,7. Опыты проводили при различных направлениях ветра. Точки запуска шаров выбирали с таким расчетом, чтобы их траектория проходила через центральную часть карьера.
Наблюдение за шарами-пилотами и фиксирование точек траектории производили тремя аэрологическими теодолитами, которые устанавливали в пределах прямой видимости один от другого. Запуск шаров-пилотов и начало отсчетов на теодолитах производили одновременно по специальному сигналу, видимому всеми исполнителями. Положение шаров в воздушном пространстве карьера фиксировали через каждые 15 сек, начиная от момента запуска до исчезновения его из поля зрения теодолитов. Все опыты проводили в дневное время, когда наблюдается наибольшая ветровая активность. Результаты измерений обрабатывали графоаналитическим методом, и определяли траектории полета шаров-пилотов и скорости воздушных потоков в выработанном пространстве карьера. Проекции траектории движения шаров на горизонтальную и вертикальную плоскости по данным нескольких опытов приведены на рис. 1—3. На рис. 1 показаны результаты наблюдений при направлении ветра, близком к направлению продольной оси карьера, а на рис. 2 и 3 при направлении ветра около 60° к продольной оси. Из приведенных рисунков видно, что все шары-пилоты перемещались по сложным траекториям и после выхода из внутрикарьерного пространства двигались по направлению ветра. При направлении ветра, совпадающем с направлением продольной оси карьера, воздушный поток движется в основном вдоль его бортов. В этом случае естественное проветривание карьерного пространства осуществляется по прямоточной схеме. Значительно сложнее характер движения шаров-пилотов при ветре, направленном под углом к продольной оси карьера. В этом случае внутри карьера образуются воздушные потоки, направляемые длинными продольными бортами карьеров, вдоль которых происходит перемещение воздуха. Наряду с этим возникают зоны циркуляции воздуха и обратные токи, поднимающиеся по подветренным уступам карьера. Взаимодействие потоков, движущихся по основному направлению ветра, с потоками, движущимися вдоль бортов карьера, и обратными токами определяет траектории движения шаров-пилотов. Некоторые шары делали по два-три винтообразных витка во внутрикарьерном пространстве. Обратные восходящие токи воздуха, движущиеся вблизи наклонных поверхностей уступов, наблюдались почти во всех случаях, когда основной воздушный поток встречает на своем пути глубокую выемку, на грани которой происходит срыв потока с образованием зон циркуляции. Исследования позволили установить, что основное направление движения воздуха во внутрикарьерном пространстве определяется скоростью и направлением ветра относительно бортов карьера, играющих роль направляющих поверхностей, вдоль которых движутся воздушные потоки. Сводные данные результатов наблюдений (табл. 1) показывают, что в ряде случаев скорость воздушного потока на выходе из карьера значительно превышает среднюю скорость ветра на поверхности, равную средней скорости входящего в карьер воздушного потока. Скорость и направление воздушных потоков в приземном слое, в котором находятся оборудование и обслуживающий персонал, определяли анемометрическими съемками.
Съемки проводили в карьерах горно-обогатительных комбинатов ЮГОК, НКГОК, ЦГОК, а также на карьере «Северный» рудника им. Ильича. Намечали несколько поперечных сечений по длине карьера (шесть—восемь). В намеченных сечениях на каждом рабочем горизонте измеряли скорости и определяли направление ветра в двух точках: около верхней бровки нижележащего уступа и около нижней бровки вышележащего уступа.
На карьере ЮГОКа, имеющего изогнутую форму в плане, потоки при входе в выработанное пространство с северно-западного торца карьера двигаются вдоль его изогнутой части и выходят через восточный торцовый борт, изменяя направление примерно на 45°. Скорости ветра у верхней бровки нижележащего уступа примерно в 1,2—2 раза больше, чем у нижней бровки вышележащего уступа. Следовательно, зоны работы буровых станков проветриваются эффективнее зоны работы экскаваторов. При таком направлении ветра проветривание карьера происходит по прямоточной схеме — зона обратных токов воздуха отсутствует. При юго-восточном (ЮВ) направлении ветра также происходит изменение направления воздушных потоков. Одновременно наблюдается рециркуляционная зона в тупиковом восточном забое на гор. ±0,0 м.
Такие же закономерности движения воздушных потоков получены при западном направлении ветра.
Когда воздушный поток поступает в карьер с юго-западной стороны (выпуклой), он растекается по двум направлениям (рис. 4): на восток и северо-запад вдоль бортов карьера. При этом угол между двумя направлениями достигает 125°. Результаты исследования движения воздушных потоков на карьере ЮГОКа приведены в табл. 2.
На карьере НКГОКа, который также имеет дугообразную форму в плане, при северо-западном направлении ветра (рис. 5) движение воздушного потока в карьере происходит также вдоль бортов.
Скорости ветра у верхней бровки нижележащего уступа примерно в 1,2—2 раза больше, чем у нижней бровки вышележащего уступа. При северо-восточном ветре воздушные потоки в карьер входят одновременно с двух его торцов. Они движутся навстречу друг другу, изменяя свое направление в соответствии с направлением горных выработок. В средней части карьера потоки встречаются и выходят из карьера. При таком движении воздуха наблюдали две небольшие области с рециркуляционными потоками. Первая зона расположена в северной тупиковой части разрезной траншеи, на входе воздушного потока в карьер, а вторая в средней части разрезной траншеи, в месте соединения потоков и их выхода из карьера. При юго-восточном направлении ветра происходит разделение потоков в карьере на две части. Одна часть направлена на восток, вторая — на запад. Средние скорости потоков на карьере НКГОКа приведены в табл.