Как известно, процесс преобразования электрической энергии в механическую сопровождается выделением тепла. Тепловые потери характеризуют КПД машины, который обычно составляет для электрических машин мощностью до 300 кВт 0,75-0,85, а для машин большей мощности 0,9-0,95.
При работе машины в первую очередь нагреваются ее основные рабочие узлы: статор, ро-тор и подшипники, а затем все остальные конструкции и кожух, который обеспечивает естественный отвод тепла (10-15%) в окружающую среду.
Электрические машины рассчитаны на работу при температуре окружающего воздуха не выше 35° С; при этом допускается перегрев воздуха внутри машины до 50-52° С. Исключение составляют машины, в которых применяется кремнийорганическая изоляция, допускающая повышение температуры вентилирующего воздухе по сравнению с указанным на 10-12° С. Для повышения сохранности изоляции электрических машин необходимо предусматривать увлажнительные устройства, повышающие влажность воздуха в холодный период года, когда абсолютное влагосодержание наружного воздуха составляет 1-1,5 г/кг.
Для увлажнения следует использовать умягченную воду или конденсат. Нижний предел содержания влаги и воздухе должен составлять 4,5 г/кг, а относительная влажность увлажненного воздуха не должна превышать 75-80% при температуре 35° С.
Система вентиляции должна обеспечивать регулярный отвод тепла, возникающего в машине в процессе работы; только при этих условиях сохраняется ее номинальная мощность. При неэффективной вентиляции или при отсутствии ее мощность машины значительно снижается, что ведет к перегреву конструкций и в результате к остановке механизмов.
Выбор системы вентиляции во многом зависит от конструктивного исполнения машины. Кожух позволяет создавать организованное движение воздушных потоков в ней. Исполнение кожуха зависит от рода тока машины и от системы вентиляции. По способам вентиляции кожух машины может быть выполнен в четырех вариантах:
Из перечисленных конструкций наиболее совершенной является последняя группа, обеспечивающая надежную защиту всех узлов агрегатов от пыли, а также более равномерное распределение воздуха по каналам системы охлаждения. При применении кожуха этой конструкции в сочетании с защитой машины от щеточной пыли размеры фильтра будут минимальными, так что его легко можно разместить в фундаменте машины.